Українська Русский English

Пресса о нас


Антонина Гордий: ТЕПЛИЧНЫЙ БИЗНЕС - ЭТО БИЗНЕС "НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ" 01.05.2013

Если сегодня в Украине и есть люди, которые ее спасают и «держат на плечах», подобно атлантам, – то это национальные производители. Именно они, несмотря на несовершенство окружающей среды, изо дня в день – на деле, а не на словах – приближают страну к европейским стандартам.

Антонина Гордий возглавляет единственную в Восточной Европе лабораторию грунтов, воды и удобрений, созданную при Уманском тепличном комбинате. Она награждена орденом княгини Ольги III степени за достижения в развитии овощеводства закрытого грунта, внедрение передовых технологий выращивания экологически безопасной продукции и весомый вклад в украинскую агрономическую науку.


Когда мы ехали на комбинат, я представляла себе классического украинского агронома – крепкую крестьянку в фуфайке и резиновых сапогах. Но Антонина Николаевна оказалась стройной темноволосой женщиной c приятной улыбкой – классический тип европейского топ-менеджера. А уж сам комбинат – по масштабам производства, высочайшей технологичности – и вовсе нас потряс.




«Я ВСЕГДА БЫЛА ПЕРФЕКЦИОНИСТКОЙ»

–     Антонина Николаевна, вы – известный агроном в тепличном бизнесе Украины, специалист с сорокалетним стажем. Как оказались в этом бизнесе?

–   Я – коренная уманчанка, а вот муж учился здесь в институте, да так и остался. В то время тут уже началось строительство комбината – и он устроился сюда агрономом. Первый сын у меня родился, еще когда я училась в институте. А после института я тоже пришла работать на комбинат – в лабораторию.


Потом я родила второго сына и ушла в декрет. Правда, быстро вернулась к работе. Пришлось преодолеть немало трудностей, но я всегда была перфекционисткой: золотая медаль в школе, красный диплом в институте, тяжелый труд – в порядке вещей.


Мы трудные годы пережили, по ступенечкам поднимались – и все благодаря моему мужу Николаю, его целенаправленности, инициативе, какой-то упертости. Он умеет и людей организовать, и инвестиции привлечь, и перспективу увидеть.


…Но тут, как говорится, пришли другие времена. Распад Союза, кризис. Надо сказать, что на том этапе все было непросто, прекратил работу целый ряд больших тепличных комбинатов Украины. И немудрено – ведь бизнес этот очень энергозатратный.


В кризисные годы было сложно понять, куда двигаться, – не всегда были деньги даже на зарплату. Но коллектив поверил в нас, и мы до сих пор благодарны за это каждому сотруднику.
Сегодня, разумеется, на комбинате все изменилось. Мы достаточно быстро начали сотрудничать с голландцами, у которых был несравнимо больший опыт в этом сегменте, и в те годы я, конечно, занималась не только лабораторией. Сегодня хозяйство занимает площадь около 35 гектаров – и у нас грандиозные планы. Последнее наше приобретение – современный рассадный комплекс. Мы ведь рассаду выращиваем сами.



Тут к разговору подключается муж Антонины Николаевны – директор комбината Николай Васильевич
Гордий.



– Николай Васильевич, бизнес, которым вы занимаетесь, чрезвычайно технологичен. Насколько тяжело соответствовать последним достижениям мировых тепличных хозяйств?

–     Во-первых, тепличное овощеводство – это очень тонкий бизнес, буквально «бизнес на пальцах». Он во многом зависит от человеческого фактора, поэтому на Западе тепличные комбинаты в основном семейного типа. Как, собственно, и у нас.


Если ты не будешь здесь 24 часа, не будешь следить за теплом, за поливом, можешь прогореть. Все держится на личной ответственности, потому что наемный работник – он только с восьми до пяти, а это живое растение. Есть много факторов, которые не поддаются автоматизации и систематизации в бизнесе. Мы за эти годы многое изучили, ездили на семинары, постоянно совершенствуемся. Бывают, конечно, ошибки, промахи, но кредо нашего комбината – «Качественные свежие овощи максимально быстро к столу потребителя!».
Поэтому мы стараемся строго выдерживать все факторы, необходимые растениям: тепло, вода, свет, своевременный уход, так как от этого зависит качество продукции.


–     Многие убеждены, что тепличные овощи содержат больше нитратов, нежели выращенные в естественной среде на свежем воздухе. Это правда?

–     Конечно, это миф. Я давно работаю в агробизнесе и знаю, о чем говорю. Все состоит из элементов таблицы Менделеева. Мы внедрили много технологических усовершенствований, которые дают возможность нашей продукции быть конкурентоспособной. По последним исследованиям, наша марка во всех супермаркетах занимает первое место в Украине. Дойти к этой вершине нелегко, а удержаться еще сложнее (смеется). Наша продукция занимает твердые позиции на рынке, потребители нам доверяют, и мы очень бережно относимся к этому доверию. К большому сожалению, иногда под нашей маркой предприимчивые торговцы продают чужую продукцию, говорят: «Вот, это уманские», используют наши ящики с логотипом. Это очень огорчает, поскольку только мы знаем, сколько труда и усилий стоит каждый выращенный нами помидор.



–     Ну и, конечно, одним из центральных остается вопрос энерго-сбережения...

–   Безусловно! Если в 2000 году мы расходовали до 5 кубометров газа на 1 кг продукции, то в прошлом году – 0,8 кубометра! Мы построили новые теплицы по голладской технологии, перешли на альтернативные источники отопления, чтобы снизить энергопотребление. Хотя при сегодняшних ценах на газ это все равно очень высокие затраты, поэтому и дальше работаем над поиском и внедрением альтернативных источников энергии.


Кроме того, в наших планах – не останавливаться в строительстве теплиц, поскольку у нас еще 30% старых теплиц, которые нужно заменить современными.



–     Каковы объемы производства продукции и география продаж?

–   Около 30% у нас – это поставки в Россию, остальное – Украина. В прошлом году вырастили около 18 тысяч тонн продукции.


Предмет нашей особой гордости – логистический центр. Используя современное оборудование, мы много внимания уделяем сортировке и упаковке продукции, с целью сохранения высоких потребительских качеств и придания продукции хорошего товарного вида.



–  Как говорят эксперты, сельское хозяйство Украины – один из самых перспективных сегментов экономики. Чувствуете ли вы перспективу, если иметь в виду законодательную базу, помощь государства?

–   Определенная программа поддержки работает. Конечно, после кризиса 2009 года есть сложности с получением кредитных ресурсов. Значительное препятствие для развития тепличного хозяйства – высокая стоимость энергоносителей, в частности газа. Это сдерживающий фактор. А государство создало нам хорошие условия, грех обижаться.




«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР РЕШАЕТ ВСЕ!»

–   Антонина Николаевна, на базе УТК вы руководите лучшей агрохимической лабораторией в стране. Из чего складывается ваш ежедневный труд?

–     Сегодня я занимаюсь не только лабораторией. Я организовываю, сопровождаю и контролирую работу специалистов по выращиванию на каждом этапе. Выбираю семена, составляю планы посевов. А дальше идет поэтапный процесс выращивания – посев, пикировка, прививка, расстановка в теплицах.


И представьте, ничего нельзя пропустить! Температура, влажность, чем полить, как защитить от вредителей – все показатели и требования надо выдерживать предельно точно.
Любые новые технологии надо отработать, приспособиться к ним. Новые теплицы очень экономны в потреблении газа, более управляемы. Компьютерный контроль над микроклиматом в теплицах позволяет вести постоянный анализ внутренних и внешних климатических показателей. Заносишь необходимые параметры – и все! Все просто. Мы даже так называемый туман – дополнительное увлажнение воздуха – сделали для наших растений. Это условия здорового климата, когда растения растут здоровыми.



–     То есть естественные условия произрастания вы перенесли в теплицы?


–  Да, тогда растения не болеют! Результатом нашей деятельности есть то, что в прошлом году мы получили рекордно высокий урожай. Мы выращиваем разные гибриды помидоров: кроме красных, у нас есть и желтые, и розовые, был опыт выращивания сливовидных, коктейльных томатов, а также томатов-черри. Наши огурцы ничем не уступают грунтовым. Однако определяющим фактором в выборе продукта для выращивания является спрос.
На вопросы об экологичности отвечаю всегда одно: я сама ем эти помидоры! Вот турецкие помидоры пахнут чем-то химическим. Мы однажды купили и сразу их выбросили.
Как-то к нам приезжала съемочная группа с канала «1+1». Это был конец лета. И они меня допытывали: какими стимуляторами вы пользуетесь? Как оказалось, они проводили журналистское расследование на тему содержания нитратов в овощах, и я попала в передачу «Территория обмана». Люди не понимают, что без удобрений ничего не вырастет! Азот – это кирпичики для всего здания. Без него ничего не построишь. Другое дело, что мы даем все эти элементы в оптимальном балансе. Если одного параметра нет – хорошего результата не будет. Поэтому надо все это чувствовать и, как говорят голландцы, иметь «зеленые руки».
В этом году в защите растений от вредителей мы будем снова применять биометод. В теплицах могут появляться разные вредители. С ними надо как-то бороться. Мы развешиваем специальные липучки (улыбается). А еще есть такой хороший жучок – макролофус, которого мы подсаживаем на растения. С его помощью мы уничтожаем вредителей, а для жучка – это просто еда. Мы уже четыре года с ним работаем.


Кроме того, вся наша продукция не содержит ГМО – это гарантировано поставщиками семян и подтверждено анализами.



–     С кем вы поддерживаете деловые контакты, чтобы развивать технологическую базу комбината? Я знаю, что в Умани время от времени собираются производители томатов защищенного грунта из более чем 50 стран Восточной Европы.

–  Могу сказать, что мы тесно сотрудничаем с тепличными хозяйствами не только Восточной Европы, но прежде всего – украинскими. Мы давно знакомы, поддерживаем отношения, перенимаем опыт, даже дружим семьями. Ездим друг к другу. Сейчас много небольших теплиц, которым интересен опыт гигантов.


Вообще, наш комбинат получился разноплановый.


В 2000 году мы создали уникальную лабораторию грунтов, воды и удобрений «Деметра», а голландские специалисты помогли нам укомплектовать ее самым современным оборудованием.
Сейчас у нас много клиентов, потому что такой лаборатории в Украине больше нет. Поначалу мы, конечно, и рекламу давали, а сейчас уже работает сарафанное радио: те, кто хоть раз воспользовался нашими услугами, понимают, насколько это выгодно.



–     Антонина Николаевна, тепличное хозяйство – это целый мир. Все это требует не только большого материального, но прежде всего человеческого ресурса. Где вы ищете специалистов?

–     Это трудный вопрос. Нигде готовых специалистов не найдешь – не спасает даже то, что рядом у нас институт. Этим надо заниматься, буквально растить кадры. То есть приходят молодые, сначала работают в теплице, присматриваешься к ним, что они могут и умеют, затем отправляешь на семинары. Человек должен быть дисциплинирован, исполнителен. Бывают такие, которые не выходят на работу, часто «болеют» – тогда сразу расстаемся. Начинается все с бригадира, очень трудно организовать людей на больших площадях. Трудно ломать менталитет, объясняя, что зарплата соответствует объемам сделанного. Люди хотят твердой ставки. Хочется пожалеть людей, войти в их положение, а жалеть нельзя. Я все время им напоминаю, что хороший учитель всегда строгий. Я им как мама, как нянька – и прощаешь, и забываешь… Но в итоге понимаешь, что ты отвечаешь за результат. В лаборатории как-то легче – сам от себя зависишь. А вот в теплице тяжело – здесь очень много разных факторов, много знаний надо иметь. А уследить хозяину за наемными работниками ой как тяжело. Тепличница что-то упустила, или бригадир, или управляющий – все, не наверстаешь. Это как корову не подоил один день – на другой молока иметь не будешь. Мы устраиваем, например, соревнования: план сдаешь, а результат – это урожай. Помесячно в агроцехе подводим итоги.


Во время разговора к нам подходят две сотрудницы теплицы. Антонина Николаевна знакомит с ними.


– Юлечка к нам пришла со студенческой скамьи, у нее судьба, как у многих женщин, непростая. Вставала «за руль» под моим руководством. Когда пришла, работала у нас тепличницей на розах. Увидели, что у нее хватка есть, и вот сегодня она – руководитель подразделения.

Юля: Я работаю на комбинате с 2003 года. За это время бывало всякое, но, думаю, все было по справедливости, так как Антонина Николаевна – женщина прямая и целеустремленная. (Задумывается.) Вместе с тем она очень красивая, добрая, чувственная. Много у нее хороших черт характера, я учусь у нее и вижу, что с годами становлюсь на нее немного похожей. (улыбается.) Чувствую ее влияние. Да вот и Наталье, думаю, есть что сказать.


Наталья: Мы с Антониной Николаевной работаем 11 лет. Я сюда пришла по окончании института, можно сказать, слепым котенком. Повлияла она на меня? Конечно! Ее советы и жизненный опыт передаются нам не только в работе, но и в личной жизни. Она умеет мобилизовать человека, не только дать совет, но и подтолкнуть к действию. Так что и начальник, и наставник, и по большому счету – подруга. Она умеет подходить к каждому человеку индивидуально. В общем, сильная женщина, что тут говорить.



–     Антонина Николаевна, какой девиз, главный месседж вашего предприятия?

–     Порядочность, профессионализм и патриотизм! Если этого нет, сотрудничества не получится. Когда годами работаешь на одном предприятии, начинаешь ценить все вокруг, потому что многое сделано тобой лично.



–     В наших магазинах по-прежнему большое количество импортных овощей и фруктов. Что нужно делать, чтобы украинцы покупали отечественную продукцию?

–     Развивать отрасль. Другого пути нет. Украинские продукты лучше импортных, люди заслуженно нам больше доверяют. Конечно, спрос зависит от цен, а они не могут быть низкими. На украинском рынке представлены достаточно крупные игроки. И все мы производим продукцию высокого качества.



–     Ваше предприятие имеет преимущества по сравнению с другими?

–     Мы работаем с супермаркетами. 30% нашей продукции уходит на экспорт в Россию.




«СЫНОВЬЯ – ГЛАВНОЕ МОЕ ДОСТИЖЕНИЕ»

–    УТК много лет руководят люди из одной семьи. Какие плюсы семейного бизнеса, который так популярен на Западе?

–     Прежде всего – это доверие, взаимная поддержка, понимание, что нельзя подвести. Конечно, бывают и споры, но это скорее рабочие моменты.



–     Какими своими достижениями больше всего гордитесь?

–    Ну, в первую очередь тем, что наши сыновья пошли в семейный бизнес. Старший сын Виктор по образованию банкир, занимается у нас финансами. Младший – Андрей – тоже работает здесь, руководит самым большим подразделением. Он окончил наш Уманский сельскохозяйственный институт. Сыновья почувствовали этот бизнес – любят то, во что вкладывают душу. Они уже взрослые, на них можно положиться. Так что дети – мое главное достижение и есть!



–   Вырастить двоих детей непросто. Как в свое время вам удалось органично сочетать бизнес и семью?

–     А другого выхода у меня не было. Я по характеру не домосед. К тому же мы так с мужем привыкли – всегда рядом! Мне это интересно. Ставишь перед собой цель и, пока не добьешься, не успокоишься. Николай Васильевич – человек непростой, нелегко с ним живется. Но в то же время он очень внимательный, галантный, подарки любит делать. Мужчина, одним словом. Думаю, эти его мужские качества способствовали и пониманию в семье, и правильному воспитанию сыновей.


Честно говоря, вовлечение сыновей в семейный бизнес абсолютно логично. Они с большим уважением относятся к предприятию, к той базе, которую создали мы с отцом. Ведь начинать с нуля им было бы очень непросто! Это не то предприятие, куда ты вложил деньги – и гарантированно будешь иметь прибыль. Только ежедневный труд делает этот бизнес рентабельным – и мы все это понимаем.



–     Как любите отдыхать? Как отключаетесь от работы?

–    Командировка – это тоже отключение. Часто ездим в Голландию, были в Турции, Испании, смотрели, как там выращивают овощи. В отпуск ездим всегда с мужем вместе.



–     Считаете себя счастливым человеком?

–   Да. Я состоялась. Некоторым людям со стороны кажется, что это легко. А это большой труд. Я счастливый человек, потому что мне моя работа нравится. Я не смотрю на часы в ожидании обеда или конца рабочего дня. Мне некогда скучать, я – сама себе хозяйка. Не могу не выйти на работу, потому что на мне большая ответственность. Поэтому могу подытожить: любой человек счастлив, пока он нужен. Но есть нечто важнее работы. Мы с Николаем Васильевичем прожили вместе долгую счастливую жизнь. И, несмотря на мою огромную любовь к делу, могу сказать, что главными в моей жизни всегда были он и сыновья. Однажды кто-то из журналистов спросил меня, как я представляю счастливую старость. И перед моим внутренним взором почти сразу же возникла картина: парк «Софиевка», осень, мягкие лучи солнца и пара, неспешно гуляющая по аллее с опавшей золотой листвой. Если моя старость будет такой – я буду абсолютно счастлива!